08:59 

История с поясом Василия Косого

Ksa-na
Предавалась ностальгии. Разбирала старые – престарые записи. Наткнулась на свое «исследование» истории со срыванием Софьей Витовтовной пояса с Василия Косого, что послужило поводом к междоусобной войне. Эта история меня всегда завораживала. Сколько же на том свадебном пиру всего переплелось! Большая политика и тайные личные страсти, семейные трагедии и судьба страны. И сама история пояса. Нет, ну официальная версия, написанная победителями, никакой критики не выдерживает, но я помню, как мне хотелось разобраться именно в ней. Какими путями этот пояс оказался на Василии Косом. Все эти семейные связи. И интерес мой возник в то время, когда Интернет был «где – то очень далеко», а книги по истории Отечества не были склонны вдаваться в личную жизнь даже великих князей, предпочитая оперировать историческими процессами. А генеалогические таблицы были вообще не доступны. Но как же было интересно все выискивать. Строчку там, абзац здесь. И сноски, сноски, бесценные сноски.
В результате мое исследование полезло в разные всякие стороны, потянуло всякие разные ниточки, с основным сюжетом связанные подчас очень отдаленно.
Вот сейчас перечитываю, уже многое забыла, но мне снова интересно. Решила напечатать, что-то уточнить и дополнить по Интернету, и пусть лежит на дневнике. Кто знает, когда снова заинтересует.
Официальная версия

В 1433 году женился внук Дмитрия Донского князь Василий Васильевич, вошедший в историю под именем Темного. На торжество съехалось немало гостей, и среди них его двоюродные братья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Пир был в самом разгаре, когда произошла одна из тех роковых случайностей, которые изменяют ход не только каких-то частных, локальных событий, но и ход истории. 90-летний боярин, присутствовавший в свое время на свадьбе Дмитрия Донского, вдруг заявил, что пояс, коим был опоясан князь Василий Косой, не его, а тот самый, что пропал на свадьбе Дмитрия Донского.
Заявление было грому подобно и вызвало немедленную реакцию: мать жениха, великая княгиня Софья Витовтовна, женщина резкая и решительная, тут же, при всех, сорвала пояс с Василия Косого. Тем самым она нанесла тяжкое оскорбление всему роду князей звенигородских, что послужило поводом для многолетней междоусобной войны между двоюродными братьями за власть. История этого самого знаменитого в Древней Руси пояса восходит ко временам суздальского князя Дмитрия Константиновича, который дал его в приданое за дочерью Евдокией, ставшей женой Дмитрия Донского. Московский тысяцкий Василий Вельяминов подменил этот пояс другим, меньшим, а настоящий отдал своему сыну Микуле, женатому на сестре Евдокии Марии. Таким образом, пояс из семьи Дмитрия Донского попал в боковую княжескую линию и в качестве приданого передавался несколькими поколениями, пока не достался Василию Косому. В этом поясе тот и явился на свадьбу великого князя.
читать дальше
Картина Павла Петровича Чистякова (1832-1919) «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия II Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому», за которую художник в 1861 году получил золотую медаль.
Ниточка первая
Дмитрий Иванович Донской и Владимир Андреевич Храбрый

читать дальше

@темы: история

URL
Комментарии
2011-02-08 в 12:24 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
с Марией, дочерью боярина Федора Федоровича Кошкина - Голтяя.
И, следовательно из имени отца, внучки Фёдора Кошки, сына Андрея Кобылы, каковые два и стали родоначальниками семейства, которое позже по одному из видных своих представителей прозовётся Романовыми.

Ещё интересна тенденция долгожительства: обе литовские княжны пережили своих мужей, что вписывается в малоизвестный, но неоспоримый факт исключительного долгожительства литовских Гедиминовичей.

Вельяминов, стащивший пояс, кстати. был обвинён в измене со всеми вытекающими. Что, правда, вписывалось в общую схему отъёма влияния московскими князьями у боярства, особенно родовитого, связанного кровными узами с княжеской семьёй. (Тенденцию с размахом завершит Грозный)

2011-02-08 в 12:52 

Ksa-na
Угу. И этому роду было не в первой родниться со знатными княжескими родами. Дочь Фёдора Кошки Анна была в 1391 выдана за сына великого князя Тверского Михаила Александровича — Федора.

факт исключительного долгожительства литовских Гедиминовичей.
А правда. Как-то не обращала внимания, но если их не убивали, то жили они долго.

Вельяминов, стащивший пояс, кстати. был обвинён в измене со всеми вытекающими.
Неа. Василий Васильевич (который пояс подменял) в свое время спорил с Иваном Красным вплоть до отъезда в Рязань, но потом все утряслось. Обвинили в измене и казнили (1379) его старшего сына - Ивана Васильевича. Что видно не очень повлияло на отношения Дмитрия ко второму сыну и свояку - Микуле Вельяминову (которому пояс и достался).
общую схему отъёма влияния московскими князьями у боярства, особенно родовитого, связанного кровными узами с княжеской семьёй.
Да. Особенно если вспомнить, что некоторые историки считают, что мать Дмитрия Донского была сестрой Василия Васильевича Вельяминова.

О первой знаменитой свадьбе и почему князь Суздальский (который успел побывать великим князем Владимировским) отдал дочь за второго сына боярина я буду писать позже.

URL
2011-02-08 в 13:38 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
Ksa-na
А правда. Как-то не обращала внимания, но если их не убивали, то жили они долго.
А мы с бывшим однокорытником заметили. Вплоть до Казимежа II Августа. Причём, не только в сравнении нашими, которые после св. Даниила Московского обычно еле за полтинник переваливали, но и со всеми современными им европейскими монархами. Что сам Гедиминас, что Ольгерд, что Ольгердовы дети. Когда помрёт Ягайла дружно ждали почти вся Польша, пол-Литвы и Московия до кучи, ан вот. Но самый яркий - Кейстут Гедиминович. Мало того, что успел в законодательной деятельноти отметиться, так ещё в 70 продолжал оставаться, если верить С.Ф. Пдатонову одним из первейших витязей своей страны. Это в возрасте,когда большая часть благородных людей только от постели до уборной передвигалась. Помер лет в 77, и то только потому, что порешил племянник.

Обвинили в измене и казнили (1379) его старшего сына - Ивана Васильевича
Ааа, не тот, моя ошибка, надо Иловайского перелистать.

некоторые историки считают, что мать Дмитрия Донского была сестрой Василия Васильевича Вельяминова.
Шикарно. Кстати, данный момент у меня западает, Ивана Красного совершенно затмевают в нашей историографии отец и сын.

Почитаю с интересом. Надо освежать, в конце-концов.
Помнится, в годы студенческие хотел поглубже копнуть период, но диплом писал о другой эпохе, а тут только и ограничился, что прояснением судьбы Осляби.

2011-02-08 в 21:17 

Ksa-na , ух тыыы!!!!!!!!!!!!!!!:vo::hlop::hlop::hlop:
Ты на русской истории специализировалась или просто этот период больше интересует?

Какой шикарный пост!:white: И как же я паршиво в родной истории разбираюсь, еле плаваю. Я завтра ещё раз перечитаю всё в деталях. Сплошные драмы! Я, правда, сходу запуталась в именах.:upset: Обязательно перечитаю!)) Мне это просто так не переварить.

Спасибо, очень интересно)))

2011-02-09 в 07:00 

Ksa-na
Освит
Когда помрёт Ягайла дружно ждали почти вся Польша, пол-Литвы и Московия до кучи, ан вот. Ягайло прославился не только долголетием, но и двумя сыновьями - наследниками, рожденными, когда ему было уже за семьдесят ).
Шикарно.
Здесь все сложно. О происхождении матери Дмитрия летописи подозрительно молчат, как бывало, когда княгиня по рождению не княжеского рода. Но есть подлинная грамота Дмитрия, его Василий назван «дядей». Ну и еще всякое – разное.
Кстати, данный момент у меня западает, Ивана Красного совершенно затмевают в нашей историографии отец и сын.
Ага. У нас как-то Иван Калита – Дмитрий Донской. Пропускают Симеона Гордого – достойного во всех отношениях сына Калиты. При нем на Руси был мир. Даже Ольгерд просил себе в жены Ульяну не на прямую в тверском княжеском доме, а у Симеона Московского.
Про Ивана Красного говорить действительно нечего. За него правил (как и за малолетнего Дмитрия) митрополит Алексий, вот о котором можно говорить много и долго.
а тут только и ограничился, что прояснением судьбы Осляби.
А что с Ослябей?

ReNne
Мне всегда был интересен этот период – превращение деревеньки – Москвы в столицу объединенной Руси. Даниил Александрович – Иван III.
Удивительно, что Русь вообще тогда сохранилась, не став Ордой или, что было более вероятно - Литвой.
Русские земли в силу ряда причин стремились к объединению и централизации, но то, что этот процесс возглавила именно Москва - достаточно неожидан. И все кроется в личностях первых московских князей.
Я не люблю примешивать к истории всякую мистику, но, изучая возвышение Москвы, трудно отделаться от мысли, ее избрала сама судьба. Слишком часто все весело на волоске, и каждый раз происходило что-то, что устраняло препятствия и возвращало их на избранный путь.

В именах, действительно, легко запутаться. Да это и дополнительное «исследование», копание в основном в генеалогических таблицах и не самых известных фактах. Подразумевается, что основные исторические события и биографии известны).
Если возникнут вопросы – задавай.

URL
2011-02-09 в 08:11 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
митрополит Алексий, вот о котором можно говорить много и долго.
Да,деятель воистину масштабный/ Яркий пример ситуации, когда руковождение государства Церковью на пользу и тем, и тем.

А что с Ослябей?
А там всё интересно. Дело в том, что мелькнуло, будто он-де уже при Василии Дмитриевиче ездил с посольством в Литву. Пришлось рыть летописи, выяснять

2011-02-09 в 09:45 

Ksa-na
Освит
Да, но стоит помнить, что для современников данная ситуация была очень сомнительна. Глава всей русской Церкви стал фактическим правителем одного из княжеств и все свои силы (и силы Церкви) направил на благо именно этого княжества. Для будущего единого государства – несомненное благо, но кто из правителей других утесняемых княжеств мог это понять и принять? Тем более, что привыкли к митрополитам – грекам, а тут русский, да еще москвич, да еще из московских бояр, да еще крестник Калиты.

URL
2011-02-09 в 09:50 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
Ksa-na
Пришлось принять) С дузховной властью особо не поспоришь. Тем более, отпадать было особо некуда: унии ещё не было, несториан в Орде уже не было.

2011-02-09 в 10:00 

Ksa-na
В целом верно.
Но и для княжеств были варианты. Митрополит Петр первым приехал на Москву и было это после ссоры с Михаилом Тверским. Там даже до суда дошло.
И были бесконечные обращения Ольгерда к патриарху с требованием послать на подвластные ему земли отдельного митрополита. И политическая деятельность Алексия давала ему хороший повод.

URL
2011-02-09 в 10:04 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
Ksa-na
Обращения-то были, но комбинацию с двумя митрополитами в Литве решились провести только после смерти Алексия. Что показательно.
Ну а то, что Калита пользовался любой удобной возможностью (а нередко и сам себе их создавал) для достижения своих целей - это факт известный

2017-10-28 в 22:31 

А что значил пояс для власти? Как это объясняют историки?

2017-10-30 в 10:52 

Ksa-na
malelen, Ух ты, старая тема (и не законченная)
что значил пояс для власти
Традиция. Сам пояс не делал кого-то князем, и отсутствие пояса не лишало титула. Но он был признаком социального статуса. Княжеские короны на Руси были не в ходу, их заменял пояса. Традиция связана и с Византией и с Ордой. Серебряные, золотые с жемчугами и камнями они были очень ценной частью княжеской казны и передавались по наследству в завещаниях.

URL
   

От сопок до дюн

главная