16:23 

Московские князья – вопросы наследования

Ksa-na
Ниточка вторая
Система, при которой князь-отец делил свои земли между сыновьями, плохо сказывалась и на самом княжестве и на положении Руси в целом. Хотя старший сын получал отцовский титул, большую часть наследства и место «отца» для своих братьев, спокойствию это не способствовало. Даже если все братья жили в мире, ссоры и склоки обязательно вспыхивали в следующем поколении. Бесконечное дробление земель делало князей подчас обладателями одной – двух деревень, а княжеские амбиции заставляли пускаться в различные авантюры для поправки своего положения. Да и соседей, желающих усугубить раздоры в семье, всегда хватало. Вносила путаницу и лествичная система наследования.
Недаром объединение страны и централизация власти потребовали перехода к прямому наследованию и отказа от системы удельных княжеств с передачей всех земель в одни руки. С первым получилось определиться быстрее, чем со вторым.
Одна из причин почему Москва стала центром новой страны заключалось именно в переходе к прямому наследованию от отца к сыну. Новая система устанавливалась с кровью, но когда дело дошло до войны для москвичей такой порядок стал привычным. Судьба распорядилась так, что многие годы выбора у москвичей просто не было. В борьбе московских князей за власть в русской земле у них был (почти всегда) крепкий тыл и отсутствие семейных разборок. Зато чужими они пользовались вовсю. А когда подоспело время семейных дрязг за власть, власть самой Москвы уже никто из соседей оспорить не мог.
Первый князь Московский Даниил Александрович (1261-1303). Младший сын Александра Невского получил во владения Москву. Он был первым князем, который не просто владел Москвой, а в ней поселился и сам управлял. Будучи человеком хозяйственным и деятельным управлял хорошо. В ссорах старших братьев предпочитал не участвовать, а когда участвовал, старался всех помирить. Присоединил к Москве Коломну и Переяславль.
У Даниила и Муромской княжны Овдотьи было пятеро сыновей. Он умер на год раньше своего брата великого князя Андрея, тем самым, лишив своих сыновей законных прав на великое княжение Владимирское.
С чем категорически был не согласен второй князь Московский Юрий Данилович (1281-1325). И этим несогласием все годы своего правления (22 года) делился со всей Русью. О Юрии даже московские летописи предпочитают не очень распространяться, а ведь он стал первым московским князем – великим князем Владимирским. И оставил право на этот титул своим наследникам. Из положительных черт Юрия Даниловича можно упомянуть кипучую активность, увлеченность и упрямство в достижении своей цели. Именно в достижении – что делать с великим княжением Юрий не знал. Способов он не выбирал – убийства, клевета, брак с ханской сестрой, грабеж. Думаю, на Руси никто не плакал, когда Дмитрий Грозные Очи зарубил Юрия, мстя за смерть отца – Михаила Святого.
И разумеется у Юрия были ссоры с братьями. Борис и Александр даже присоединились к Михаилу Тверскому в его войне с Юрием. Но Борис умер в 1320, а Александр и Афанасий в 1322 году, все раньше Юрия. И ни у кого из них не было детей.
У самого Юрия была только дочь, Софья, которую он выдал за Константина Михайловича Тверского (сына убитого по его навету Михаила и брата своего убийцы – Дмитрия). Этот брак еще сыграет в истории свою роль.
А пока все Московское княжество -целое и неделимое – досталось последнему из братьев Даниловичей – Ивану. И если русские княжества думали отдохнуть от Юрия, то они очень и очень ошиблись. В чем, правда, разобрались нескоро. Юрий всех баламутил, захватывал, терял, опять брал, опять терял и тд. Все, что попадала в калиту к Ивану Даниловичу, там и оставалось. Он сделал многое и окончательно превратил Москву в сильнейшее княжество. Братья – князья его не любили и боялись.
Недаром, когда Иван Данилович умер, все князья кинулись в Орду и все вместе (о, чудо) молили только об одном – не отдавать великое княжение наследнику Ивана.
Князьям было, что сказать. Иван Данилович купил ярлыки на Ростовское, Углицкое, Дмитровское, Галицкое, Белозёрское княжества, разорил Ростов (сам), Тверь (с татарами) и добился казни тверских князей, постоянно требовал новых выплат с Новгорода, пытался отобрать у суздальского князя Нижний Новгород, взять в плен ярославского князя, переманивал на свои земли как бояр, так и простых людей и тд. и тп.
Поэтому, вспоминая Юрия и Ивана Даниловичей, князья думали «Хватит с нас Москвы».
Ничего у них не вышло. Новым великим князем стал Симеон Иванович Московский. У него было два младших брата – Иван и Андрей. Иван Калита видимо понимал пагубность разделения княжества, но сразу отойти от общей традиции не мог. Но он оставил старшему и любимому сыну часть, значительно превосходящую доли младших сыновей. Впрочем, никаких хлопот братья Симеону не доставляли. Он стал князем в 23 года, а братьям тогда было 15 и 13 лет, и они явно воспринимали власть брата, прозванного Гордым, как родительскую.
После начального бунта достаточно тихо вели себя и братья – князья. Симеон был достойным сыном отца, но уже имею большую власть и положение, вел себя более спокойно. В его правление на Руси было тихо, и Симеон именовал себя «великим князем всея Руси».
Успешный в делах, в семейной жизни его подстерегали одни неудачи. Первая жена – дочь Гедимина (политический брак, Симеону было 16) – родила ему троих детей. Мальчики умерли почти сразу, выжила только дочь Василиса, которую (как и Софью Юрьевну) отдали замуж в тверской княжеский дом.
Симеон овдовел в 28 лет и почти сразу женился на Евпраксии – дочери князя Смоленского. Странная история. Брак был выгодным, но через год Симеон отослал жену обратно к отцу. Никаких дурных слухов о ней не ходило, и вторично выйдя замуж за князя Фёдора Фоминского, Евпраксия родила четверых сыновей.
Через год Симеон, несмотря на запрет митрополита (Церковь не разрешала третьего брака), жениться на Мария Александровне Тверской. Мария была 1. внучкой Михаила Святого, убитого по навету дяди Симеона - Юрия 2. племянницей Дмитрия Грозные Очи, самолично убившего Юрия. 3. дочерью и сестрой Александра Михайловича и Федора Александровича – убитых стараниями Ивана Калиты - отца Симеона. Много крови (и всяких пакостей поменьше) было между новобрачными. На Руси были приняты браки, укрепляющие политические союзы или знаменующие мир в войне, но вот попытки переступить через такую кровь – случались редко. Все удивились. Симеон митрополита уговорил, никого слушать не стал, а стал жить с молодой женой.
Но история повторилась. Два рожденные сына сразу же умерли. Наверное, Симеон думал о проклятии, или, скорее всего о Божьем гневе за грехи свои (и предков).
Мария родила еще двух сыновей, и они росли здоровыми. И современники и потомки сходились во мнении, что Симеон хотел сломать старый порядок и оставить княжество своему сыну, а не брату. Кто знает, чтобы было при таком раскладе? И как бы сын Симеона уживался с Дмитрием Донским и Владимиром Храбрым, задвинутым на обочину.
Судьба распорядилась иначе. В 1353 году на Руси ходил мор (чума) от которого умерли оба сына князя (5 лет и 2 года), а потом и сам Симеон Иванович (в 36 лет). От этого же мора умрет и младший сын Ивана Калиты – Андрей (в 26 лет). Мария намного переживет сыновей и умрет в 1399 году.
Великим князем стал Иван Иванович Красный (ему было 27 лет). Особенно говорить о нем нечего. Соседи опять зашевелились, бояре переругались, и все могло закончиться очень плохо. Но хан благоволил Ивану в память отца и брата (с татарами те жили на редкость дружно), а в 1354 году из Константинополя вернулся вновь поставленный митрополит Алексий. Глава Церкви, сын московского боярина, крестник Ивана Калиты, сторонник сильной Москвы. Личность незаурядная, умная и деятельная.
Великий князь выбрал самую лучшую в его ситуации линию поведения – старался митрополиту не мешать. Впрочем, Алексий взял на себя в основном внешнюю политику. Почувствовал твердую руку и присмотр митрополита, испытанные бояре Симеона и Калиты сплотились, и вполне хорошо управляли княжеством.
Никаких семейных споров в его правление не было, ибо кроме самого Ивана в московском княжеском дому были только два его малолетних сына и два малолетних племянника (сыновья Андрея Ивановича).
Иван Красный пробыл великим князем 6 лет. Он умер в 1359 году в возрасте 33 лет. Назначив Алексия наместником княжества при малолетнем князе Дмитрии. Весь московский княжеский дом тогда составляли девятилетний Дмитрий Иванович (новый князь московский), его пятилетний брат Иван Иванович и их двоюродный брат – шестилетний Владимир Андреевич. Иван Иванович Малый умер от чумы в 1364 году в возрасте 10 лет. Дмитрию и Владимиру предстояло продолжать дело своих предков.
А Москва встретилась с небывалым для себя – девятилетний князь и его опекун, который князю не родственник. Они все пережили. К моменту смерти Дмитрия Донского в 1389 году (в 49 лет) уже никто из русских князей и не мечтал Москве. Равными ей соперниками стали Орда и Литва. А титул великого князя теперь мог оспариваться только в роду московских князей. Так и произошло. Со времен первого князя Даниила семейные ссоры за власть почти не касались его потомков, дав Москве стать тем, чем она стала. Детям и внукам Дмитрия Донского пришлось воевать, что бы уже официально установить новый, прямой способ наследования.
Дмитрий болел и понимал, что умирает. Московский князь умирал, оставляя сыновей и брата (пусть и двоюродного). Никогда такого (за почти сто лет) в истории рода Даниловичей не было. И в полный рост встал вопрос лествичного права, которое никто не отменял, и за которым стояла многовековая традиция. Дядя или племенник? Случай Владимира Андреевича был сомнительным, его отец не был великим князем, а значит и сын не мог. Но шум был, и заговор был. Владимир до конца остался верен дружбе с Дмитрием - уступил, признал власть племянника. Вспоминал ли он тогда брата жены – польского короля Ягайло? Ольгерд с Кейстутом тоже дружили и мирно правили вместе, и Кейстут уступил умирающему брату, и признал его сына, своего племянника, великим князем. А Ягайло его убил. И его жену – свою тетку. И приказал убить их сына, своего двоюродного брата и друга детства.
Но Владимир уступил. А будь он родным братом Дмитрия? Этот вопрос отложили на поколение. Если бы Владимир Андреевич поднял бунт и победил, то линия наследования пошла бы так: Владимир Андреевич, Василий Дмитриевич ( старший сын Дмитрия), Юрий Дмитриевич (второй сын), далее все сыновья Дмитрия, потом старший сын Владимира, все остальные его сыновья, дети Василия Дмитриевича, дети Юрия Дмитриевича и тд.
Хорошо, что Владимир Андреевич уступил.
И получил в правители 18 -летнего племянника. Василий Дмитриевич был достаточно умен, чтобы выказывать дяде все подобающие почтение и уважение. И не провоцировать никому не нужного в непривычной ситуации конфликта.
Василий Дмитриевич был неплохим правителем, но слишком полагался на своего тестя Витовта и уступал Литве. Надеялся ли он, что его сын и единственный внук Витовта станет их общим наследником? Сейчас не разберешь.
Семейная жизнь Василия была трудной. Он женился на Софье Витовтовне в 1390 году (в 19 лет) и судя по всему по любви. В московских властных кругах великую княгиню, недолюбливали, считая «литвинкой».
Их первый ребенок дочь Анна родилась в 1393 году. Она станет женой византийского императора Иоанна Палеолога. У супругов были еще три дочери – Анастасия, Василиса и Мария – все выросли и вышли замуж.
С сыновьями было сложнее. Первый сын Юрий родился в 1395 году, но прожил всего пять лет. Во младенчестве умерли Даниил и Симеон. Второй сын, Иван, наследник, скончался в 21 год по дороге из Коломны в Москву в результате «мора», спустя всего полгода после женитьбы на дочери князя Пронского. Остался только один сын – Василий, он стал отцовским наследником в два года.
Василий Дмитриевич умер в 1425 году (в 56 лет), завещав престол десятилетнему Василию, а опекуном назначив его деда – Витовта Литовского.
История опять подняла лествичный вопрос. Брат Василия Дмитриевича Юрий Дмитриевич не признал племянника.
Но это уже другая ниточка.

@темы: история

URL
Комментарии
2011-02-09 в 19:13 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
Все, что попадала в калиту к Ивану Даниловичу, там и оставалось.
Это в цитатник!)))

И как бы сын Симеона уживался с Дмитрием Донским и Василием Храбрым, задвинутым на обочину
Владимиром, а не Василием или его мы знаем как Владимира, а крестили, как и святого тезоименита, Василием?

3й брак Симеона Гордого - это сильно. Где-нибудь в другой стране любящая жёнушка, поди, прирезала бы

2011-02-09 в 21:11 

Ksa-na
Владимиром, а не Василием или его мы знаем как Владимира, а крестили, как и святого тезоименита, Василием?
Нет, здесь моя ошибка. Уже поправила.
Но, конечно, эти двойные имена вносят такую путаницу. А еще если перед смертью принимали схиму, то на надгробиях часто появлялось еще одно имя, что бы еще более всех запутать).

Где-нибудь в другой стране любящая жёнушка, поди, прирезала бы
Ну, в Европах такое бывало. Вспомним Анну Невилл и оба ее брака.
А вот Марии Тверской следовало вести себя тихо. Она принадлежала к той части рода, которую достаточно сильно прижимали родичи - братья отца. Константин Михайлович (женатый на дочери Юрия Московского) и Василий Михайлович (чей сын был женат на дочери Симеона) очень не любили детей Александра Михайловича.
Мария помогала братьям.
Был случай когда она уже при Дмитрии помогла освободить из московского плена своего брата Михаила Тверского. И Москва получила три похода Ольгерда на Москву и многое другое.

URL
2011-02-09 в 21:20 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
О да, тут могли быть вопросы. Впрочем, в сравнении с испанцами, у которых до последней реформы паспортов на имя отводилось по 3 страницы мелким шрифтом - это мелочи

Анне просто не свезло, а второго мужа она, вроде, даже любила, хотя с ним вообще всё мутно и глухо.

Вот, кстати, момент: тверичи часто очень яркие по личным качествам были и вельми конфликтными. Тот же Александр такое отчебучивал в отношениях с Ордой, что потом и Гедимин не знал, как родственничку проблемы разрулить

2011-02-09 в 21:37 

Ksa-na
Или японцы. Я сейчас смотрю и читаю про Шинсенгуми. Японцы всю жизнь меняли свои имена. Детское, взрослое, несколько раз новое по поводу и без повода, а потом еще посмертное.

Тверичи были яркие, конфликтные и благородные. А москвичи спокойными, гибкими и подлыми. Победа вторых была неизбежна).

URL
2011-02-09 в 21:43 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
Ksa-na
У тюрок такое тоже было. Друг-однокорытник ЛНГ читал. А про японцев сам сейчас читаю монографию. Таки да, Тоётоми Хидэёси, который до восхождения на высшее положение в стране был вообще неизвестно кем по имени (по положению тоже), Токугава Иэясу, который не Иэясу и не Токугава и пр., и пр.

Таки, да. Было в тверичах что-то рыцарское. омантически-рыцарское. А вот Калита и потомки его... Крепкие хозяйственники (с) И - да - такие всегда побеждают первых. См. хоть Францию: Карл Смелый Бургундский против Людовика XI.

2011-02-09 в 22:01 

Ksa-na
Да, ситуация известная.
Балашов писал, что победи тверичи в противостоянии с Москвой, мы бы получили куликовскую битву на полвека раньше и с треском бы проиграли.

URL
2011-02-09 в 22:11 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
Ksa-na
Хм... это была бы не Куликовкая, ибо пошла бы туда одна Тверь с ближайшими союзникамми. Не то что Рязань - ни Нижний, ни, тем более, Литва бы не вмешалась. Но проиграли бы красиво)))

2011-02-09 в 22:18 

Ksa-na
но проиграли бы красиво)))
В том все и дело).

URL
2011-02-09 в 22:22 

Но пока я дышу - не дописана эта страница... (с)
Ksa-na
А исход войны решает человеческий ресурс ((с) - Алькор)

2011-03-07 в 18:06 

ReNne
Ksa-na , спасибо тебе! Два отличных поста по нашей истории:hlop: Про пояс Косого и вот этот. Я их оба прочитала, потом скопировала себе на комп и перечитала ещё раза 4!:)
Ужасно плохо знаю подробности из истории собственной страны, кошмар просто. Я только какие-то основные вехи помню, да и только. Даже имена более-менее запомнила после третьего прочтения, и то - не все.
Вообще-то истории такие яркие, столько драм, оно всё просится в книжку.))) Мне для лучшего усвоения нужно что-то художественное, Ксан. Я помню, ты на дайри у Смолки рекомендовала книги по русской истории, я искала тот тред, но никак не могу его отрыть.
Мож, повторишь тут, а?:) Для меня. :shuffle:

2011-03-07 в 20:17 

Ksa-na
ReNne
Два отличных поста по нашей истории
Что –то я их подзапустила. Осталось еще три ниточки по делу «о подмене пояса». История боярского рода Вельяминовых (главные подозреваемые), история князя Ивана Всеволожского (наследника пояса и «серого кардинала» эпохи) и собственно сама междоусобная война – страшная и нелепая.

Кстати, я все твое тоже читаю, а от стекла вообще в полнейшем восторге. Но реал совсем (нецензурное слово). Но я обещаю исправиться и обязательно отмечусь).

Мне для лучшего усвоения нужно что-то художественное
Всем нужно! В школьные годы я лучше знала историю Франции, чем России. Потому что Дюма и Дрюон.
Но 13- 15 века это время когда мы стали собой. Все наши комплексы, беды и победы оттуда. Тогда мы выбирали «запад» или «восток». Причем выбирали вполне осознано.
Это было время небывалого расцвета православия, время, когда впервые появилось понятие «Святая Русь». И в это же время в церквях провозглашали здравницы правителю Руси - татарскому хану-мусульманину. Время, когда закладывались основы самодержавия, деспотизма и многонациональной империи. Это время объединения и создание страны. Причем мы умудрились объединиться не просто находясь под властью завоевателей, но и при их непосредственной помощи.
Крепостного права не было, а сельское хозяйство стояло на хуторах. Простые люди и аристократия еще были единым народом, говорившим на одном языке и имевшими общие устремления.
Эх, ладно. Про книги).
Я бы посоветовала дилогию А.Югова «Ратоборцы». Это о Александре Невском и Данииле Галицком. Очень необычные для советских исторических романов книги. Написаны в 40-х годах 20в. Как раз показан выбор между востоком и западом. Два талантливых полководца и политика после нашествия Батыя делают выбор, как и куда вести русские земли.
Ну и конечно же Дмитрий Балашов. Прочитав его серию «Государи московские» я поняла и полюбила историю того времени. Это потом уже были прочитаны исторические работы.
Вот соглашусь с википедией:
Главный труд Балашова-художника — цикл романов «Государи Московские», включающий в себя книги: «Младший сын», «Великий стол», «Бремя власти», «Симеон Гордый», «Ветер времени», «Отречение», «Святая Русь», «Воля и власть», «Юрий» (неоконченный). Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 года (кончина князя Александра Невского) до 1425 года. Именно в «Государях Московских» впервые в художественной литературе мир русского средневековья воссоздан с непревзойдённой степенью полноты, исторической достоверности и философской насыщенности. В нем погодно отражены основные исторические события, геополитическое положение Руси, жизнь главнейших княжеств, быт и нравы всех сословий, воплощены судьбы, облик и характер сотен исторических деятелей. Соединение эпичности с напряжёнными нравственно-психологическими коллизиями, духовное содержание русской истории XIV века, высокие художественные достоинства поставили романы Балашова в ряд серьёзных реалистических произведений, повествующих о мире и человеке.
Я бы советовала начать читать с третьего тома - «Бремя власти». Это время правления Ивана Калиты. Первые два тома из-за количества не очень известных исторических имен могут здорово тормознуть. К ним можно вернуться и после. А Иван Калита личность известная. Эта книга мне лучше всяких учебников и исторических сочинений объяснила, как была объединена Русь. У автора вышел замечательный цельный образ Ивана Даниловича. Человека глубоко верующего, искренне заботящегося о благе Руси и совершенно беспринципного политика. Создавшего уникальную, жутковатую и очень эффективную систему сбора земель.

URL
2011-03-08 в 19:04 

ReNne
Ksa-na . буду оч ждать!))) я почти ничего об этом не знаю и чувствую себя полной невеждой, ужас. Надо образовываться как-то.)
Загнала эти твои посты себе в цитатник, чтоб не потерялись.

Да, я тоже Францию, Испанию, Англию и, уж конечно, Рим с Грецией. Чуть-чуть про Германию. А про Россию - всё кусками разрозненными.

Но 13- 15 века это время когда мы стали собой. да, но, к сожалению, я именно это время обрывками и помню. Вот что-то про Невского, что-то про орду, про Калиту, естессно, да про Василия Тёмного. Всё прочее какой-то безобразный туман.(((

Спасибо огромное! Книги поищу и начну с Балашова.:)

я все твое тоже читаю, а от стекла вообще в полнейшем восторге. -красивейшие вещи делали, правда?!)))
И не переживай, у меня тоже реал.) Мы же не в компе живём.

С 8 марта тебя!:white::white::white:

   

От сопок до дюн

главная